Технологическая карта на работы по монтажу футляра
СОДЕРЖАНИЕ
- ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ. 2
- ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ. 2
- СХЕМА ОПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА. 7
- СОСТАВ БРИГАДЫ ПО ПРОФЕССИЯМ. 9
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ.. 9
- РЕШЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. 10
- ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ НА ПРОТАСКИВАНИЕ СЕКЦИИ ТРУБ Ø 820 ММ В ФУТЛЯР. 11
- Лист ознакомления. 13
1.1. Технологическая карта разработана на протаскивание секций труб в футляр при строительстве переходов нефтепровода
Протаскивание секций труб осуществляют двумя трубоукладчиками.
1.2. Работы выполняют в нормальных условиях в летний период при продолжительности смены 8 ч.
1.3. В состав работ, рассматриваемых картой, входят:
– укладка лежек на дно траншеи;
– опускание секций труб в траншею и укладка на лежки;
– протаскивание секций труб в футляр трубоукладчиками.
2.1. Протаскивание секций труб в футляр, уложенный на переходе через дорогу, осущест-вляют в соответствии с проектом производства работ, согласованным с организацией, эксплуатирующей эту дорогу.
2.2. При выполнении работ следует руководствоваться требованиями следующих нормативных документов:
– СНиП III-42-80*. Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ;
– СНиП 3.01.01-85. Организация строительного производства.
2.3. До начала работ по протаскиванию должен быть выполнен комплекс организационно-технологических мероприятий и подготовительных работ:
– назначение лиц, ответственных за качество и безопасное производство работ (прораб, мастер);
– инструктаж рабочих по технике безопасности и производственной санитарии;
– обеспечение рабочих необходимым оборудованием, инструментом, инвентарем, приспособлениями, спецодеждой и спецобувью по установленным нормам;
– проверка грузозахватных приспособлений;
– обеспечение рабочих мест средствами первичной медицинской помощи, питьевой водой, противопожарным оборудованием;
– установка в зоне производства работ вагончика для отдыха и обогрева рабочих, хранения инвентаря и инструмента;
– рытье рабочей траншеи для протаскивания секций труб (в случае необходимости);
– доставка на площадку сваренной секции труб;
– гидравлическое испытание, изоляция и футеровка секций труб.
2.3. Протаскивание секций труб осуществляют после окончания всего комплекса работ по прокладке защитного футляра под дорогой.
2.4. Трубная плеть должна оснащаться опорно-направляющими устройствами, изготовленными из диэлектрического материала, предназначенными для защиты антикоррозионного покрытия трубопровода от механических повреждений, возникающих при протаскивании трубной плети в защитный футляр. Опорно-направляющие кольца состоят из металлических сегментов, снабженных опорными элементами из диэлектрических материалов, скрепленных между собой болтовыми соединениями.
2.5. Рекомендуемые расстояния между опорно-направляющими кольцами, установленными на трубопроводе без теплоизоляции:
– сдвоенные кольца устанавливаются на расстоянии 0,5-1,0 м во внутрь от торцов футляра и на 1-10 мм между ними;
– расстояние между кольцами для трубопроводов указаны в таблице 1.
2.6. Торцевым уплотнением, предназначенным для герметизации межтрубного пространства между защитным футляром и рабочим трубопроводом, служит манжета герметизирующая с защитным укрытием, применяемая во всех климатических зонах при температуре от минус 60°С до плюс 50°С. Срок службы манжеты должен составлять не менее срока службы трубопровода.
2.7. Манжета надевается сначала на трубную плеть, затем на защитный футляр с таким условием, чтобы между плетью и футляром образовалась гофра, которая служит компенсатором при перемещении трубопровода относительно футляра.
2.8. Резинотканевая манжета изготовлена неформовым способом из резины армированной тканью (А) и представляет собой изделие формы усеченного конуса с концевыми участками цилиндрической формы, устанавливаемое на рабочий трубопровод и защитный футляр и зажимаемое на трубах металлическими хомутами. В качестве армирующего материала при изготовлении манжет применяется капроновая ткань. Физико-механические показатели резиновой смеси должны соответствовать нормам, указанным в таблице 2.
2.9. Для исключения повреждения защитной манжеты при взаимных перемещениях трубы и кожуха предусмотреть скругление кромок защитного кожуха после газовой резки радиусом равным половине толщины стенки кожуха.
2.10. Для предохранения манжеты от воздействия грунта засыпки на нее монтируется защитное укрытие. Материал укрытия – стеклопластик. Физико-механические показатели стеклопластиковых элементов УЗМГ (кожухов, фланцев и кольца) должны соответствовать показателям, указанным в таблице 3. Конструкция представляет собой два полукожуха с резиновыми прокладками, закрепляемыми на торцах защитного футляра болтами через подмоточный материал из пленки. Защитное укрытие показано условно.
2.11. Для исключения заиливания манжеты в корпусе защитного укрытия, последний в смонтированном состоянии оборачивается НСМ – полотном нетканым иглопробивным геотекстильным – в два слоя. НСМ служит защитным фильтрующим элементом.
2.12. После окончания монтажа защитного футляра на трубе необходимо проверить отсутствие электрического контакта “трубопровод-футляр” путем измерения сопротивления мегометром на напряжение 500В.
2.13. Сварку футляра проводить электродами Э-50 по ГОСТ 9467-75. Типы сварных швов по ГОСТ 16037-80.
2.14. Сборка и сварка кольцевых стыков защитного футляра должна выполняться в соответствии с действующими НТД на сварку.
2.15. Контроль сварных соединений футляра открытой и закрытой прокладки предусматривается в объеме:
– ВИК – 100%;
– УЗК – 5% (в соответствии с протоколом №862 заседания рабочей группы по сварочному производству и неразрушающему контролю).
2.16. В межтрубном пространстве между защитным футляром и рабочим трубопроводом не должно быть воды, земли и других включений.
2.17. Для обеспечения защиты от почвенной коррозии наружная поверхность защитного футляра покрывается в заводских условиях трехслойным полимерным антикоррозионным покрытием.
2.18. В трассовых условиях покрытие стыков производится термоусаживающимися полимерными манжетами. Для антикоррозионной защиты места присоединения кабеля катодной защиты к футляру применяются ремонтные материалы.
2.19. После установки концевых манжет должна проверяться герметичность межтрубного пространства сжатым воздухом давлением 0,01 МПа в течение 6 часов. При этом потеря давления в результате изменения температуры воздуха не должна превышать 1%.
2.20. Для проверки используют временно устанавливаемый на конце футляра патрубок ∅32х3 мм с манометром, вентилем и воздуховодом. Приварка патрубка выполняется до протаскивания в футляр рабочего трубопровода чтобы исключить возможность повреждения изоляции трубопровода.
2.21. После проверки герметичности межтрубного пространства патрубок удаляется, отверстие в футляре устраняется забивкой стальной пробки (“чопа”) и обваркой. Заваренное место врезки патрубка изолируется. Конструкцию и геометрические параметры чопа принять согласно РД-23.040.00-КТН-201-17.
2.22. В комплект поставки опорно-направляющего кольца входят:
-сегменты металлические;
-опоры (вставки-лыжи);
-крепежные изделия (болты, гайки).
2.23. Сегменты металлические изготавливаются из стальной ленты горячетканной по ГОСТ 6009-74 методом холодного гнутья и уголков стальных по ГОСТ 8509-93.
2.24. Диэлектрическая опора (вставка-лыжа) изготавливается из полимиада 610 по ГОСТ 10589-87 или полиэтилена по ГОСТ 16338-85. Допускается изготовление опоры из других диэлектрических материалов, при этом материал должен иметь предел прочности при сжатии не менее 120 кг/см2 и эксплуатироваться при температуре от минус 40°С до плюс 60°С.
2.25. Болты и гайки для соединения сегментов должны быть изготовлены в соответствии с ГОСТ 7798-70 и ГОСТ 4032-2014 и иметь противокоррозионное покрытие.
2.26. Детали опорно-направляющего кольца должны быть изготовлены в соответствии с требованиями технологического процесса предприятия-изготовителя.
2.27. Диэлектрическое сопротивление опоры должно быть не менее 10¹¹ (Ом).
2.28. Поверхность сегментов должна быть очищена от грязи и ржавчины, загрунтована и покрыта противокорозионным материалом в соответствии с ГОСТ Р 12.3.052-2020, СП 72.13330.2016.
2.29. Прокладки и чехол должны изготавливаться из нетканого иглопробивного конструкционного материала.
2.30. Крепежные детали должны иметь антикоррозионное покрытие Ц6-9хр (ГОСТ 9.306-85) с учетом требований ГОСТ 9.301-86.
2.31. Чехол (должен изготавливаться ниточными соединениями на швейных промышленных машинах.
2.32. Пошив чехла должен производиться стежками 3-5 мм синтетической нитью с разрывной нагрузкой не ниже 69Н. На чехле не допускаются: расхождения швов, пропуски в строчке, сквозные механические повреждения.
2.33. Цвет кожухов, фланцев и прокладок может быть любым, от светлого до темного, в пределах оттенков исходных материалов.
2.34. На поверхности стеклопластиковых элементов УЗМГ (кожухов, фланцев и колец) не допускаются трещины, пористость, расслоения.
2.35. На поверхности стеклопластиковых элементов УЗМГ (кожухов, фланцев и колец) допускаются:
– разнотонность, разноцветность;
– отсутствие глянца.
2.36. УЗМГ, смонтированное на трубопроводе, должно обеспечивать:
– защиту от повреждений манжеты герметизирующей резинотканевой для переходов трубопроводов через автомобильные дороги, прокладываемых в защитном кожухе при засыпке грунтом;
– перемещение трубопровода с установленной манжетой герметизирующей;
– конструкция крепления стеклопластиковых элементов УЗМГ и чехла (в местах разъемов) должна обеспечивать целостность УЗМГ при засыпке грунтом.
3.1. Контроль и оценку качества работ по протаскиванию секции труб в футляр при строительстве переходов под дорогами выполняют в соответствии с требованиями ВСН 012-88.
Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемка работ.
3.2. Организация контроля и надзор за его выполнением возлагают на руководителя производственного подразделения (потока), выполняющего соответствующие работы.
3.3. Контроль качества включает в себя входной, операционный и приемочный.
3.4. Входному контролю подвергают земляные работы, защитный футляр, секцию труб.
Нивелировку дна рабочей траншеи производят во всех точках, где указаны проектные отметки в рабочих чертежах.
Проверяют соответствие защитного футляра акту на укладку (форма № 225).
3.5. Операционный контроль проводят в ходе подготовки к протаскиванию и в процессе
протаскивания.
3.6. При приемочном контроле служба контроля проверяет соответствие отметок рабочей
трубы проектным.
3.7. По окончании работ составляют акт промежуточной приемки перехода трубопровода
через дорогу согласно ВСН 012-88, часть II (форма № 2.26) представителями подрядной
организации, службы контроля качества и технического заказчика.
3.8. Перечень рабочих процессов и операций, подлежащих контролю, средства и методы
контроля приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Наименование процессов, подлежащих контролю |
Предмет контроля |
Инструмент и способ контроля |
Время контроля |
Ответственный контроллер |
Технические характеристики оценки качества |
Входной контроль | |||||
Положение защитного футляра | Фактические отметки футляра | Уровень, теодолит | Перед началом работ | Мастер, геодезист | Соответствие
фактических отметок футляра проектным |
Земляные
работы |
Параметры
траншеи для протаскивания секции труб (ширина, глубина, отметка дна) |
уровень,
мерная скорая помощь, рулетка |
То же | То же | Соответствие
проекта, ППР |
Фактическая ось
траншеи |
Теодолит | Тоже | То же | Тоже | |
Секция труб | Длина, толщина стенки, изоляция,
футеровка |
Визуально, измерительный инструмент | То же | Владелец | Соответствие техническим
условиям, проекту |
Операционный контроль | |||||
Укладка лежек | Правильность размещения лежек | Визуально | Во время укладки | Владелец | Соответствие проекту |
Протаскивание | Работа трубоукладчиков. Перемещение секции
труб в футляре |
Визуально | Во время укладки | Владелец | Синхронная
работа трубоукладчиков. Плавное перемещение секции в футляре. Полная соосность футляра и сек- ции труб |
Приемочный контроль | |||||
Положение рабочей плети в футляре | Фактические отметки | Уровень | После того, как край готов | Служба контроля | По проекту |
Комплекс работ по протаскиванию секций труб диаметром 1220 мм выполняет звено см. табл. 3.
Таблица 3
Профессия | Увольнять | Количество, чел. |
Монтажник наружных трубопроводов | 5
3 |
1
2 |
Машинист трубоукладчика | 6 | 2 |
Итого | 5 |
Потребность в механизмах, инвентаре приведена в таблице 4
Таблица 4.
Обозначение | Тип, марка, ГОСТ | Количество | Краткая характеристика |
Трубоукладчик для протаскивания секции труб диаметром 1020 мм | “Комацу” Д355С | 2 | Мощность 220 кВт Грузоподъемность 92т
Момент устойчивости 1150 кН м |
Полотенце мягкое для подъема труб Ø 820 мм | ПМ1428 | 2 | Грузоподъемность 60 т |
Лестница | ЦНИИОМ
Проект 3257,00,000 |
2 | Высота на 1 м больше глубины траншеи |
6.1. При протаскивании секции труб в футляр на строительстве переходов магистральных
трубопроводов через дороги необходимо руководствоваться правилами техники безопасности, изложенными в действующих нормативных документах:
– СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;
– СНиП 12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;
– Правила техники безопасности при строительстве магистральных стальных трубопроводов (ВНИИСТ, Миннефтегазстрой);
– Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;
– Сборник инструкций и рекомендаций по технике безопасности для строителей объектов
нефтяной и газовой промышленности.
6.2. К выполнению работ допускают рабочих в возрасте не моложе 18 лет, которые прошли обучение безопасным методам ведения работ по утвержденной программе и получили удостоверение установленного образца.
6.3. Все работы производить под руководством мастера, имеющего удостоверение на право ведения работ и отвечающего за безопасную эксплуатацию кранов.
6.4. Вырытые рабочая траншея и приемный котлован должны быть ограждены в местах
примыкания к дороге. На ограждениях устанавливают предупредительные знаки и надписи. Расстояния между ограждениями и осью ближайшего железнодорожного пути нормальной колеи должно быть не менее 2,5 м, узкой колеи – не менее 2 м.
На переходе через автомобильную дорогу вблизи мест производства работ устанавливают знаки ограничения скорости транспорта до 10 км/ч на прямых участках дороги и до 5 км/ч – на поворотах. На переходе через железную дорогу устанавливают знаки ограничения скорости поездов до 20 км/ч.
6.5. Трубоукладчики, занятые на протаскивании секции труб должны находиться за пре-делами призмы обрушения грунта.
Наименьшее допустимое расстояние по горизонтали от основания откоса котлована (рабочей траншеи) до ближайшей опоры крана приведено в таблице 7.
Таблица 7.
Глубина котлована,
м |
Грунт | |||
|
песчаный | супесчаный | суглинистый | Глинистый |
|
Расстояние, м | |||
1 | 1,5 | 1,25 | 1 | 1 |
2 | 3 | 2,4 | 2 | 1,6 |
3 | 4 | 3,6 | 3,25 | 1,75 |
4 | 5 | 4,4 | 4 | 3 |
5 | 6 | 5,3 | 4,75 | 3,5 |
При невозможности соблюдения этих расстояний необходимо устраивать крепления котлована (рабочей траншеи).
6.6. Устанавливать краны для работы на свеженасыпанном неутрамбованном грунте, а
также на площадке с уклоном более указанного в паспорте не разрешается.
6.7. При опускании груза в котлован, траншею машинист должен предварительно убедиться (опусканием крюка без груза) в том, что при низшем положении крюка на барабане
лебедки остается не менее 1,5 витка каната.
6.8. Перед допуском рабочих в котлован или траншею должна быть проверена устойчивость откосов или крепления стен.
6.9. Для спуска людей в котлован следует использовать переносную лестницу.
6.10. Перед укладкой трубопровода в траншею и перед протаскиванием необходимо проверить надежность стальных канатов, блоков и тормозных устройств трубоукладчиков,
мягких полотенец и других захватных приспособлений. Стальные канаты и стропы должны отвечать действующим государственным стандартам и иметь сертификаты или копию
сертификата завода-изготовителя об их испытании. Канаты, не снабженные указанным свидетельством, использовать запрещено.
6.11. При протаскивании секции трубопровода с помощью стальных канатов нельзя находиться в зоне натяжения канатов.
6.12. При сооружении переходов под автомобильными и железными дорогами вблизи ЛЭП и других коммуникаций разрабатывают дополнительные меры безопасности, согласованные с организациями, эксплуатирующими эти коммуникации.
В случае невозможности снятия напряжения, работы в охранной зоне ЛЭП допускаются при расстоянии от подъемной или подвижной части грузоподъемной машины и от поднимаемого груза в любом положении до ближайшего провода ЛЭП, находящейся под напряжением:
до 1 кВ – 1,5 м;
от 1 до 20 кВ – 2 м;
от 35 до 110 кВ – 4 м;
от 150 до 220 кВ – 5 м;
330 кВ – 6 м;
от 500 до 750 кВ – 9 м;
800 кВ (постоянного тока) – 9 м,
при руководстве ответственного лица, назначенного организацией, ведущей работы и имеющего группу по электробезопасности не ниже III.
6.13. В течении всего периода производства работ должен осуществляться технический надзор за состоянием автодороги со стороны службы линейно-дорожных участков, а за состоянием железной дороги в пределах полосы отвода – со стороны службы дистанции пути.
Нормативные затраты труда, чел-ч, всего…………………………….. 57,71
В том числе:
рабочих……………………………………………………………………………….. 34,56
машинистов………………………………………………………………………… 23,15
Продолжительность выполнения работ, ч (смен)…………………. 11,5 (1,43)
Численный состав бригады, чел
рабочих…………………………………………………………………………………. 3
машинистов……………………………………………………………………… 3