Рейтинг@Mail.ru
Технологическая карта обратная засыпка бульдозером | ПТО

Рубрики

Технологическая карта обратная засыпка бульдозером

                                                                 

СОДЕРЖАНИЕ                                              

 

  1. Область применения. 1
  2. Организация и  технология  производства  работ. 2
  3. Контроль качества  выполненных  работ. 6
  4. Состав БРИГАДЫ. 7
  5. Материально-технические ресурсы. 7
  6. ОХРАНА ТРУДА. 8
  7. Лист ознакомления. 11

 

1.    Область  применения.

 

Технологическая карта разработана на засыпку уложенного трубопровода  на объекте строительства

Технологическая карта выполнена на засыпку уложенного трубопровода из труб в соответствии со следующими нормативными документами:

– СП45.13330.2017 Земляные  сооружения,  основания  и  фундаменты

– СП36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНИП2.05.06-85* (с изменениями №1, 2)»;

– СП86.13330.2022 «Магистральные трубопроводы. Пересмотр актуализированного СНИПIII-42-80* «Магистральные трубопроводы» (СП86.13330.2012)) (с изменениями №1, 2)»;

– СП 48.13330.2019 «Организация строительства»;

– ВСН 004-88 «Строительство магистральных трубопроводов. Технология и организация»;

– BCH 012-88 «Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемка работ. Части I и II»;

2.    Организация  и  технология  производства  работ.

  1. Перед началом  работ  по  засыпки  уложенного  трубопровода  должно  быть:

– проверено  проектное  положение  трубопровода;

– проверено  качество  изоляционного  покрытия;

– проведены  работы  по  предохранению  изоляционного  покрытия  от  механических  повреждений,  если  они  предусмотрены  проектом;

– получено  письменное  разрешение  от  заказчика  на  засыпку  уложенного  трубопровода;

– получено  разрешение на засыпку у представителя строительного контроля.

  1. Засыпка траншеи производится непосредственно вслед за опуском трубопровода и установкой балластных грузов.
  2. При засыпке  трубопровода  мерзлым  грунтом,  содержащим  мерзлые  комья  и  другие  включения размером более 50мм в поперечнике, изоляционное покрытие следует  предохранять  от  повреждений  подсыпкой  мягким   грунтом  на  толщину  20 см  над  верхней  образующей  трубы  или  устройством  защитных  покрытий,  предусмотренных  проектом.
  3. Засыпка трубопровода  должна  производиться  с  обеспечением:

–  сохранности  трубы  и  изоляции;

–  плотного  прилегания  трубопровода  ко  дну  траншеи;

–  проектного  заложения  трубопровода.

До начала засыпки должна быть выполнена присыпка трубопровода мягким грунтом, с подбивкой пазух и равномерным послойным уплотнением (коэффициент уплотнения 0,85) ручными электро или дизельными трамбовками.

  1. Засыпка траншей  бульдозерами  может  выполняться  одним  из  следующих  способов:  прямолинейными, косопоперечными параллельными, косоперекрестными и  комбинированными  проходами.

Засыпка  уложенного  трубопровода  прямолинейными  проходами  бульдозера  применяется  там,  где  имеется  достаточная  ширина  полосы  отвода,  позволяющая  перемещать  грунт  отвала  поперек  оси  траншеи.

Рациональными  способами  засыпки  траншей  в  стесненных  условиях  строительной  колонны,  а  также  в  местах  с  уменьшенной  полосой  отвода  являются  способы  засыпки  траншей  косопоперечными параллельными  и  косоперекрестными  проходами  бульдозеров.  При  этих  способах  засыпки  бульдозер  перемещается  под  углом  45-50о  к  оси  траншеи.

Наиболее  эффективным  способом  засыпки  траншей  в  обычных  условиях  является  комбинированный  способ,  который  заключается  в  двойном  проходе  бульдозера:  вначале – косопоперечный,  а  потом – прямыми  поперечными  проходами.

При  комбинированном  способе  засыпки  траншей  производительность  бульдозера  более высока  за  счет  уменьшения  средней  длины  пути  перемещения  грунта  и  улучшения условий  набора  грунта  отвалом  при  втором  (поперечном)  проходе.

Кроме  того,  этот  способ  позволяет  вести  разработку  плотных  слежавшихся  или  имеющих  небольшое  промерзание  (до  30  см)  грунтов  отвала.

При  засыпке  уложенного  трубопровода  необходимо  соблюдать  следующие  правила,  обеспечивающие  нормальную  работу  трубы:

–  при  наличии  горизонтальных  кривых  вначале  засыпается  криволинейный  участок,  а  затем  остальная  часть,  причем  засыпку  криволинейного  участка  следует  начинать  от его середины в  обе  стороны;

–  на  участках  местности  с  вертикальными  кривыми  трубопровода  (на  оврагах,  балках,  суходолах  и  т.п.)  засыпка  производится  с  двух  сторон  понижения  сверху – вниз;

–  на  участках  захлестов  засыпка  выполняется  таким  образом,  чтобы  перемещение  бульдозера,  а  следовательно  и  направление  отсыпки  осуществлялось  с  двух  сторон  (на  длине  не  менее  300 м)  к  границам  разрыва,  необходимого  для  монтажа  трубопровода.

  1. При засыпке  траншеи  грунтом  из  отвала  с  промерзшим  поверхностным  слоем  в  состав  работ  добавляют  рыхление  грунта  ножом  бульдозера  и  размельчение  гусеницами.
  2. Избыточный грунт,  оставшийся  после  засыпки  трубопровода,  разравнивают  в  виде  валика  трапецеидального  сечения  с  перекрытием  не  менее  чем  на  0,5 м  в  каждую  сторону  от  бровок  траншеи.
  3. В местах  пересечения  траншеи  с  подземными  коммуникациями  засыпку  нужно  вести  мягким  грунтом  вручную  слоями  не  более  10 см,  тщательно  уплотняя  грунт.

Засыпка  уложенного в траншею трубопровода  производится  бульдозером,  обслуживаемым  машинистом  6  разряда. В состав  работ,  выполняемых  машинистом,  входят:

–  подготовительно-заключительные  операции;

–  приведение  агрегата  в   рабочее  положение;

–  перемещение  грунта  с  засыпкой  траншеи;

–  возвращение  порожняком  и  маневрирование;

–  техническое  обслуживание  бульдозера.

В  начале  смены  машинист  после  осмотра  и  прогрева  двигателя  бульдозера приводит  его  в  транспортное  положение  (согласно  инструкции  по  эксплуатации  машины),  убеждается  в  отсутствии  опасных  условий  для  движения,  подает  сигнал  и  перемещает машину  к  месту  работы.

На  месте  работы  машинист  устанавливает  бульдозер,  включает  соответствующую  скорость  и  срезает  слой  грунта  из  отвала,  перемещает  его  до  тех  пор,  пока  тыльная  сторона  отвала  бульдозера  не  окажется  над  бровкой  траншеи  до  трубопровода.

Засыпав  часть  траншеи  минеральным  грунтом,  машинист  включает  реверс  на  движение  назад,  одновременно  приподнимает  на  20-30  см  отвал  и  возвращает  бульдозер  для  перемещения  грунта  из  отвала.

Перемещение  следующих  слоев  минерального  грунта  осуществляется  полной  длиной  отвала  бульдозера.

На  границе  засыпаемой  траншеи  машинист  приподнимает  отвал  для  образования  валика  над  трубопроводом  и  перемещает  грунт  до  тех  пор,  пока  тыльная  сторона  отвала  бульдозера  не  окажется  над  осью  трубопровода.  Затем  машинист  останавливает  бульдозер и  поднимает  отвал,  разгружая  грунт  в  свободную  часть  траншеи  за  трубопроводом.  Засыпав  траншею,  машинист  включает  реверс  на  движение  назад,  опускает  отвал  в  «плавающее»  положение  для  разравнивания  излишков  минерального  грунта  и  перемещает  бульдозер  для  выполнения  работ  следующего  цикла.

В  целях  сокращения  продолжительности  цикла  и  повышения  производительности  бульдозера подъем  ножа  совмещают  с  разгрузкой,  опускание ножа – с  переключением  передачи  трактора  и  началом  движения  бульдозера  передним  ходом,  движение  задним ходом  –  с  маневрированием  для  установки  бульдозера  в  исходное  положение.

В конце  смены  после  окончания  работ  на  трассе  машинист  приводит  бульдозер  в  транспортное  положение  согласно  инструкции  по  эксплуатации  машин.  Затем,  убедившись  в  отсутствии  опасных  условий  для  движения,  подает  звуковой  сигнал,  перемещает  бульдозер  к  месту  стоянки  (на  спланированную  площадку),  опускает  отвал  и  рыхлитель  и  выключает  двигатель.  После  этого  машинист  принимает  необходимые  меры,  исключающие  запуск  двигателя  посторонними  лицами.

3.    Контроль  качества  выполненных  работ.

3.1.  Технологический  операционный  контроль  качества  засыпки  уложенного  в  траншею  трубопровода  производится  в  процессе  работы  и  заключается  в  систематическом  наблюдении  за  соответствием  выполняемых  работ  проекту  и  требованиям  нормативных документов:

– СП45.13330.2017 Земляные  сооружения,  основания  и  фундаменты

– СП36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНИП2.05.06-85* (с изменениями №1, 2)»;

– СП86.13330.2014 «Магистральные трубопроводы. Пересмотр актуализированного СНИПIII-42-80* «Магистральные трубопроводы» (СП86.13330.2012)) (с изменениями №1, 2)»;

– СП 48.13330.2019 «Организация строительства»;

– ВСН 004-88 «Строительство магистральных трубопроводов. Технология и организация»;

– BCH 012-88 «Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемка работ. Части I и II»;

3.2.  Операционный  контроль  качества  засыпки  траншеи  должен  включать:

–  контроль  качества  засыпаемого  грунта;

–  проверку  толщины  засыпаемого  слоя  и  высоты  валика.

3.3.  В  процессе  выполнения работ  в  соответствии  с  требованиями  ВСН 012-88  (часть II)  составляют  акт  на  засыпку  (обваловку)  уложенного  трубопровода,  форма № 3.6.

Технические  критерии  контролируемых  процессов  и  операций,  средства  контроля  и  исполнители  приведены  в  табл. 1.

Таблица  1.

Наименование  процессов, подлежащих контролю Предмет контроля Инструмент  и способ контроля Время  контроля Ответст-венный контролер Технические критерии  оценки  качества
Присыпка

(на требуемых участках)

Качество

грунта

Для

присыпки

линейка Непрерывно,

в процессе работ

через каждые 50 м

Мастер,

геодезист

Наличие в присыпаемом грунте комьев размером более 20 мм, щебня, крупного гравия и других крупных включений не допускается
  Толщина

присыпаемого

слоя

Визуально

Мерная линейка,

Мерный щуп

Непрерывно,

в процессе работ

через каждые 50 м

Мастер,

геодезист

Толщина присыпаемого слоя должна составлять 200мм

 

  Определение коэффициента уплотнения Лабораторные инструменты Неприрывно, в процессе работ через каждые 50м Лаборант Допустимое отклонение от коэффициента уплотнения 0,85-±0,02
Засыпка Качество грунта и засыпки Визуально, линекой Периоди-чески  (через 50м) Мастер Недопустимо:

наличие  в  засыпаемом  грунте  комьев  размером  более  5  см,  щебня,  крупного  гравия  и  других  крупных  включений.

  Толщина  слоя присыпки Линейка Мерный щуп Периоди-чески  (через 50м) Мастер Толщина  слоя  присыпки 20 см.
  Толщина  засыпаемого  слоя.

 

Высота  насыпи.

Визуально Периоди-чески  (через 50м) Мастер Толщина засыпаемого  слоя – по  проекту.  Допустимое  отклонение +25 см, – 5 см.

Допустимые отклонения высоты насыпи +20 см, -5 см.

 

4.  Состав  БРИГАДЫ.

Таблица 2.

Профессия Разряд Количество
Машинист  бульдозера 6 1
Геодезист   1

 

 

5.   Материально-технические  ресурсы.

Таблица 3.

Наименование Тип, марка, ГОСТ Кол-во Краткая характеристика Назначение
Бульдозер Д-85А

Д-355А

1 Мощность не менее

306 кВт

Засыпка траншеи
Мерная линейка ГОСТ 427-75* 1   Контроль качества работ
Мерный  щуп (металлический) ГОСТ 1641-75 1   -«-
Инвентарная  приставная  лестница ЦНИИОМТП

РЧ 3257.00.000

1 Высота не менее  3 м -«-

 

6.  ОХРАНА ТРУДА.

 

При  засыпке  уложенного  в траншею  трубопровода  необходимо  руководствоваться  правилами  техники  безопасности,  изложенными  в СНиП 12-03-2001 «Безопасность  труда в строительстве» Часть 1 «Общие требования», СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в  строительстве», Часть 2 «Строительное  производство», Правилах  техники безопасности  при  строительстве  магистральных  стальных  трубопроводов (М, Недра, 1982).

Перед  началом  работ  по  засыпке траншеи  ответственный  за  проведение  работ  обязан  провести инструктаж с машинистом бульдозера,  ознакомить с безопасными методами работ под роспись  в  наряде-допуске, схемой производства работ, показать  на месте границы  работ  механизма,  расположение  действующих  трубопроводов, кабелей и других  подземных  коммуникаций.

Персонал, обслуживающий машину, должен иметь удостоверение на право  управления, регулярно осматривать машину и своевременно устранять обнаруженные  неисправности,  выполнять  профилактический  ремонт.

В  рабочей  зоне запрещено  находиться  посторонним  лицам.

Машинист  не  имеет  права  передавать  управление  машиной  другому  лицу  без  разрешения  на  это  ответственного  за  эксплуатацию  машин.

Нельзя  оставлять  без  наблюдения  машину  при  работающем  двигателе,  если  необходимо  поставить  машину  на  местности  с  уклоном,  то  следует  выключить  двигатель  машины,  затормозить, отвал  опустить  на  землю,  под  гусеницы  подложить  упоры.

В  кабине  машины  необходимо  соблюдать  чистоту.

При  одновременной  работе  двух  бульдозеров  между  ними  следует  соблюдать  интервал  не  менее  5 м.

Строительные  машины  должны  быть  укомплектованы  противопожарными  средствами (огнетушителями).

При  использовании  бульдозерного  навесного  оборудования  рыхлитель  должен  находиться  в  поднятом  состоянии.

Запрещается  маневрирование  бульдозеров  при  заглублении  ножа  отвала.

Для  обеспечения  устойчивости  и  управляемости  землеройно-транспортных  машин  перемещение  грунта  на  подъеме  более  15о  или  под  уклон  30о  не  допускается.

При  сбросе  грунта  под  откос поперечным  ходами  нельзя  выдвигать  отвал  за  края  насыпи,  так  как  в  этом  случае  машина  может  сползти  вниз.  При  движении  бульдозера  вдоль  откоса  и  насыпи  его  ходовая  часть  не  должна  выходить  за  их  края.  Такие  же  требования  соблюдают  при  засыпке  траншей  поперечными,  косыми  и  продольными  ходами  бульдозера.  Нарушение  этих  правил  может  вызвать  обрушение  стенок  траншеи  и  сползание  в  нее  всей  машины.

Уплотнение  минерального  грунта  над  засыпанным  трубопроводом  должно

выполняться  до  заполнения  трубопровода  транспортируемым  продуктом.

В  период  работы  бульдозера  запрещается  нахождение  рабочих  и  других  лиц  в  опасной  зоне  с  радиусом  действия  не менее  10 м.

Перед выходом из кабины  машинист бульдозера  обязан  разместить  навесное  рабочее  оборудование  на  опорную  поверхность с фиксацией  положения  удерживания  соответствующими рычагами и одновременным  отключением  привода  ходового  устройства.

Проведение  крепежных,  регулировочных, смазочных  работ  во  время  работы  двигателя  запрещается.

Регулирование  предохранительных  клапанов  гидравлической  системы  управления  необходимо  производить  только  с  использованием  контрольной  аппаратуры (манометра).

Особую  осторожность  необходимо  соблюдать  при  работе  в  местах,  где  проходят  линии  электропередач  (ЛЭП).

Во  избежание  повреждения  действующих  ЛЭП  в  процессе  строительства  устанавливают  охранные  зоны  в  обе  стороны  от  крайних  проводов  согласно  табл. 5.

 

Таблица  5.

Напряжение,  кВ Расстояние,  м
До 1 2
От 1 до 20 включительно 10
35 15
110 20
150, 220 25
330, 400, 500 30
750 40
800(постоянный  ток) 50

 

Работать на машине  в  охранной  зоне  ЛЭП  разрешено  при  полностью  снятом  напряжении  при наличии  наряда-допуска,  оформленного  соответствующим  образом.

Границы  зон,  в  которых  существует  опасность  поражения  электрическим  током,  регламентируются представленными в табл. 6 расстояниями от не огражденных  неизолированных частей установки (электрооборудования, кабеля, провода) или от  вертикальной плоскости, образуемой  проекцией  на  землю  ближайшего  провода  воздушной  линии  электропередачи,  находящейся  под  напряжением.

 

Таблица 6

Напряжение,  кВ Расстояние,  м
До 1 1,5
От 1 до 20 2
От  35  до  110 4
От  150  до  220 5
330 6
От  500  до  750 9
800 9

 

В  случае  невозможности  снять  напряжение,  работы  в  охранной  зоне  ЛЭП  допускаются  при  наличии  письменного  разрешения  эксплуатирующей  линию  организации,  наряда-допуска  и  под  постоянным  руководством  ответственного  лица,  назначенного из числа инженерно-технических  работников.

Передвижение  строительных  машин  и  механизмов  под  ЛЭП,  находящейся  под напряжением,  рабочие  органы  машины  должны  быть  в  транспортном  положении.

Передвижение  строительных  машин  и  механизмов  под  ЛЭП  допускается,  если  машина  имеет  высоту  от  отметки  дороги  или  земли  не  более  4,5 м  при  передвижении  по  автомобильным  дорогам  и  3,5 м  при  передвижении  по  грейдерным  и проселочным  дорогам  и  без  дорог.

Нельзя  работать  на  бульдозере  в  пределах  призмы  обрушения  грунта,  а  также  выдвигать  отвал  бульдозера  за  бровку  траншеи.

Работа  бульдозера  на местности  с  продольным  уклоном  более  36о  запрещена.

Комментарии запрещены.