Рейтинг@Mail.ru
ОДН 218.010-98 | ПТО

Рубрики

ОДН 218.010-98

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ, СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЕДОВЫХ ПЕРЕПРАВ

скачать ОДН 218.010-98

Предисловие

  1. Отраслевые дорожные нормы разработаны ГП РОСДОРНИИ на основе текста представленного институтом Гипротюменьнефтегаз с учетом материалов и опыта ГП Росдорнии в области ремонта и содержания дорог, мостов паромных и ледовых переправ. Кроме того, в инструкции учтены требования ВСН 24-88 “Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог”, ВСН 137-89 “Инструкция по проектированию, строительству и содержанию зимних автомобильных дорог на снежном и ледяном покрове в условиях Сибири и Северо-Востока СССР” и других нормативных документов отрасли.

Внесены Федеральной дорожной службой России.

  1. Приняты и введены в действие приказом

ФДС России 26.08.98 г № 228

  1. Согласованы

Государственным комитетом по экологии Российской Федерации № 02-12/24-2714 от 05.09.97 г.

Министерством природных ресурсов Российской Федерации № МК 29/2060 от 30.05.97 г.

Центральным управлением по рыбохозяйственной экспертизе и нормативам по охране и воспроизводству рыбных запасов (ЦУРЭН) № 02-03/110 от 18.03.97 г.

Департаментом автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации № ОБД-14/77 от 17.12.96 г.

  1. Вводится взамен ВСН 40-68.
  1. Настоящие отраслевые нормы не могут быть полностью или частично воспроизведены тиражированы и распространены в качестве официального издания без разрешения Федеральной дорожной службы России
  1. Настоящие отраслевые нормы подготовлены главным специалистом ГП Росдорнии к.т.н. Н.Н. Петровым при участии ст. науч. сотр. И.А. Ганеевой и инж. I кат. В.К. Баулиной с использованием материалов В.Г. Чураря (Союздорнии).

Материалы Гипротюменьнефтегаза подготовлены ст. науч. сотр. Г.Я. Томасом при участии рук. Гр. Главтюменьнефтегаза В.Л. Петрова и зав. отд. СКБ “Трубопроводтрансмаш” В.П. Елисеева и с использованием рекомендаций к.т.н. Б.И. Попова (Омский филиал СоюздорНИИ), к.т.н. Н.М. Тупицына (СибАДИ), к.т.н. Ф.И. Птухина, д.т.н. К.Н. Коржавина (НИИЖТ), В.В. Борисова, Г.А. Чухачева, С.А. Пашилова (Нижневартовскнефтедорстройремонт), к.т.н. В.Р. Майера, А.Д. Паздерина, А.Г. Вайнбендера (Гипротюменьнефтегаз), В.Н. Солдатова (Главтюменьнефтегаз), В.М. Шестоперова (ГИБДД УВД Тюменского облисполкома), А.В. Осипова (судоходная инспекция Обь-Иртышского бассейна), В.Н. Боринского, В.Н. Белова (ГУ ГИМС), В.И. Смолина (Тюменьавтодор), М.Ф. Хасанова, Ю.И. Голубева, И.Ш. Ибрагимова (СибПНИИИС), И.П. Бранзбурга (Главтюменьгеология), В.Г. Нестерова (Тюменский облсовпроф), Ю.В. Батиевского, С.Н. Внукова (Ленанефтегазгеология), к.т.н. П.А. Вислобицкого (Киевский филиал ВНИИПК-техоргнефтегазстроя), К.И. Васильева (Главсибкомплектмонтаж), д.т.н. А.В. Линцера (ТюмИСИ).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Инструкция предназначена для инженерно-технического и обслуживающего персонала, занятого изысканием, проектированием, строительством и эксплуатацией ледовых переправ на сети автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации, на временных зимних автодорогах и т.д.

1.2. Действие Инструкции распространяется на изыскание, проектирование, строительство и эксплуатацию ледовых переправ.

1.3. Ледовые переправы – это переправы, проложенные по ледяному покрову рек и озер. Эти переправы могут быть частью временных зимних автодорог (автозимников), временно заменять недействующий мост или в зимний период паромную переправу постоянной автодороги.

1.4. Основными задачами устройства и содержания ледовых переправ являются организация переправы и безопасного пропуска транспортных средств по ним, регулирование движения, наблюдение за состоянием ледяного покрова, деревянных конструкций усиления и съездов на лед, восстановление переправ.

1.5. Статус ледовых переправ, режим их работы, порядок и вопросы оплаты перевозок автотранспорта и пассажиров, а также горючих, опасных грузов и спецтранспорта определяются эксплуатирующими организациями и согласовываются с областными (районными) Администрациями и территориальными органами ГИБДД МВД России в части безопасных условий движения транспорта и пешеходов.

1.6. Ледовые переправы должны иметь пропускную способность, обеспечивающую установленную для них расчетную интенсивность движения, обеспечивать пропуск расчетных нагрузок, безопасные условия пересечения переправы транспортными средствами и пассажирами (пешеходами), безопасность движения автомобилей на переправах и подходах к ним.

1.7. На каждую переправу должны быть разработаны проект переправы и с учетом ее конструктивных особенностей и местных условий перевозок, правила пользования переправой, регламентирующие порядок пропуска автомобилей и перевозки пассажиров, поведение водителей и пассажиров на переправе и т.д.

Разделы проекта по строительству и эксплуатации ледовой переправы разрабатываются (или корректируются) ежегодно с уточнением интенсивности движения, пропускной и несущей способности переправы.

Транспаранты и плакаты с правилами должны быть установлены перед въездом на переправу.

1.8. В задачи эксплуатации ледовых переправ входят организация работы переправы с установлением режима работы в течение суток; укомплектование переправы штатами, подготовка кадров и повышение их квалификации, решение вопросов оплаты труда и материального стимулирования; поддержание установленного режима эксплуатации дорожных знаков и инженерного оборудования переправы; организация и регулирование движения автотранспорта на переправах и подходах к ним; контроль за весовыми параметрами пропускаемых по переправе нагрузок.

1.9. Основные задачи текущего ремонта и содержания ледовых переправ: следить за толщиной льда и его состоянием, чистотой проезжей части на переправе и подходах, площадок для пассажиров, исправным состоянием съездов и конструкций усиления, проводить ремонт и замену отдельных поврежденных и изношенных элементов этих конструкций, которые не требуют прекращения работы переправы, осуществлять заделку трещин в ледовом покрове.

1.10. Обслуживающий персонал ледовых переправ обязан обеспечить безаварийную и бесперебойную работу переправы в соответствии с утвержденными графиками работы, их исправное техническое состояние, охрану и сохранность имущества, инвентаря, инструментов и материалов на переправе, правильную эксплуатацию, своевременное техническое обслуживание, ремонт и содержание всех конструкций, машин, механизмов и устройств переправы, оказание первой медицинской помощи.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕДОВЫХ ПЕРЕПРАВ

2.1. Ледовые переправы на автомобильных дорогах организуют в случаях отсутствия мостовых переходов, невозможности устройства паромной переправы в зимний период и при образовании на водных преградах требуемого ледяного покрова.

Выбор трассы переправы, назначение состава, изыскание, проектирование и строительство переправы, ее содержание и эксплуатация осуществляются исходя из классификации ледовых переправ.

2.2. Ледовые переправы классифицируются:

– по продолжительности эксплуатации – регулярные (возобновляемые на одной и той же трассе каждую зиму в течение ряда лет), временные (возводимые на одну зиму), разовые (возводимые для одного пропуска колонны автомобилей или другого агрегата);

– по расчетной интенсивности движения – переправы I категории с интенсивностью движения свыше 150 авт./сут (приведенных к автомобилю грузоподъемностью 5 тонн) и переправы II категории с интенсивностью движения 150 авт./сут и менее;

– по типу водоема – переправы речные (с быстрым или медленным течением), озерные и морские;

– по солености водоема – переправы через пресные, соленые или водоемы промежуточной солености;

– по характеру ледяного покрова, используемого для движения транспортных средств:

естественный ледяной покров (с очисткой и без очистки его от снега);

покров, утолщаемый намораживанием сверху;

покров, утолщаемый намораживанием снизу;

покров, утолщаемый одновременно с двух сторон;

– по крутизне берегов водоема (90 ‰ и более или менее);

– по длительности зимнего периода с устойчивыми отрицательными температурами;

– по наличию усиления или армирования ледяного покрова и его характеру и конструкции.

2.3. На стадии организации ледовой переправы необходимо решение следующих вопросов:

– определение состава переправы (см. п.п. 2.4 – 2.6);

– предварительный выбор трассы переправы (см. п.п. 2.7 – 2.8);

– определение грузоподъемности ледяного покрова (см. п.п. 2.9 – 2.11);

– определение режима работы переправы (см. п.п. 2.12 – 2.13);

– решение вопросов финансирования работ по изысканию, строительству и эксплуатации переправы (см. п. 2.14).

2.4. Ледовые переправы устраиваются в виде двух полос с односторонним движением или в виде одной полосы с поочередным пропуском транспортных средств.

Расстояние между осями полос должно быть не менее 100 м. Ширина полосы устанавливается на 5 м более ширины наиболее габаритного груза, но не менее 20 м для переправ нефтегазопромысловых зимников.

2.5.С обеих сторон переправы необходимо предусматривать, по возможности, место для устройства резервных полос на расстоянии 100 м от основных.

2.6. Назначение состава переправы (определение количества ниток переправы и порядка пропуска транспортных средств по ним) производится на основе расчета ее пропускной способности, которая должна отвечать расчетной интенсивности движения по дороге и составу транспортного потока.

Перспективная расчетная суточная интенсивность движения и состав транспортного потока для ледовых переправ определяется на год ввода переправы в эксплуатацию.

Расчет пропускной способности одной нитки паромной переправы выполняется по методике, приведенной в прил. 1.

Если одна нитка переправы не обеспечивает требуемую пропускную способность, то устраивают две и более ниток переправы.

2.7. При определении места переправы выбирают берега реки, промеряют глубины русла и толщины льда, а также определяют качество льда и состояние снежного покрова.

В месте расположения переправ (на 100 м в обе стороны от оси трассы) не должно быть полыней, площадок для заготовки льда, выходов грунтовых вод, мест сброса теплых вод электростанций, нагромождений торосов.

Берега следует выбирать по возможности пологие и удобные для подхода к реке и спуску на лед.

2.8. Ось ледовой переправы рекомендуется назначать в конце плеса, выше переката, где лед более однороден по структуре и толщине.

Трасса ледовой переправы должна быть по возможности прямолинейна и пересекать реку под углом не менее 45°. Минимальный радиус закругления должен быть не менее 60 м. Съезды на лед необходимо устраивать с продольным уклоном не более 60 ‰.

2.9. При организации ледовой переправы на стадии предварительных проработок следует оценить возможную грузоподъемность переправы и требуемые меры по усилению ледяного покрова. Толщину льда на этой стадии можно принимать по данным наблюдений за режимом водоема в створе переправы. Расчетная нагрузка принимается, исходя из состава транспортного потока (см. п. 2.5). Определение грузоподъемности ледовой переправы производится по методике, изложенной в прил. 2.

2.10. При определении грузоподъемности ледовой переправы по методике прил. 2 следует различать: hтр – требуемую толщину льда, определяемую в зависимости от расчетной нагрузки для кристально прозрачного льда; h – расчетную толщину льда, определяемую в зависимости от структуры ледяного покрова в створе переправы.

2.11. При соблюдении условия h>hтр переправу можно организовать по естественному льду. Для защиты поверхности льда от износа снежный покров сохраняют на толщину до 10 см при плотном и до 15 см при рыхлом снеге или устраивают деревянный настил.

При h<hтр требуется усиление льда намораживанием (сверху или снизу) при стабильных отрицательных температурах или устройством настила.

Толщина намороженного льда и принятая конструкция усиления ледовой переправы должны соответствовать пропускаемой нагрузке.

2.12. Режим (график) работы ледовых переправ в течение суток и в течение года определяется эксплуатирующими дорожными хозяйствами, исходя из интенсивности движения, характера грузов, их значения для хозяйства региона, межхозяйственных связей региона, возможности обеспечения этих связей по объездным дорогам в случае закрытия движения по переправе, обслуживаемых пассажиропотоков и других факторов и согласовывается (утверждается) местными (районными, областными) Администрациями.

2.13. В течение суток должна быть обеспечена возможность круглосуточного функционирования переправы. При этом, в соответствии с установленным для данной переправы графиком работы, в целях повышения безопасности перевозок пропуск транспорта общего пользования, ведомственного и индивидуального рекомендуется осуществлять: с 5 до 23 ч (18-ти часовой режим работы) или с 6 до 22 ч (16-ти часовой режим работы). В ночное время при этом режиме работы должен предусматриваться пропуск автомобилей милиции, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, ГИБДД, служб безопасности и других при выполнении ими неотложных служебных заданий.

При интенсивном движении по дороге может быть предусмотрен круглосуточный график работы переправы.

В суточном графике работы переправы должны быть предусмотрены перерывы для отдыха и приема пищи обслуживающим персоналом, а при невозможности перерывов – скользящий график отдыха и приема пищи с осуществлением соответствующих подмен лиц обслуживающего персонала.

2.14. Финансирование изысканий, проектирования и строительства ледовых переправ осуществляется на основании разрабатываемой подрядчиком сметной документации на выполняемые работы. Финансирование работ по эксплуатации и ремонту ледовых переправ осуществляется на основании “Норм денежных затрат на ремонт и содержание ледовых переправ” (см. прил. 10) в зависимости от состава переправы.

3. ИЗЫСКАНИЕ ЛЕДОВОЙ ПЕРЕПРАВЫ

3.1. После предварительного выбора створа ледовой переправы через водоем (см. п.п. 2.7 – 2 8) на стадии организации переправы или в процессе изысканий, проводимых при выборе трассы зимника в целом, приступают к детальному изысканию ледовой переправы. Желательно начать их летом и осуществить при этом сбор сведений о режиме водоема и характерных особенностях района предварительно выбранного створа переправы (по данным местной гидрометеослужбы и других соответствующих организаций, по результатам опроса жителей-старожилов и т.д.).

3.2. В начале зимы месторасположение створа уточняется сначала визуальным осмотром с берега или с вертолета, а затем обследуется изыскательской группой в составе не менее трех человек (см п. 10.3). При этом проверяется, чтобы вблизи места переправы не было выхода грунтовых вод, теплых сточных вод, наледей, перекатов, близлежащих мысов основного берега водоема или островов на его акватории, больших перепадов уровней воды, значительных скоростей течения.

3.3. Кроме того, при уточнении и обследовании створа ледовой переправы устанавливаются:

– возможность использования кратчайшего расстояния по поверхности ледяного покрова и торосистых участков реки (где снежный покров меньше, а толщина льда вследствие этого больше);

– отсутствие резкого изменения глубины водоема и воздушной прослойки подо льдом при плохом сопряжении льда с берегом;

– возможности сокращения затрат труда и материалов на устройство подъездных путей к переправе (к основным и дублирующим полосам переправы);

– данные о сроках ледохода и ледостава, толщине льда, глубинах водоема в створе переправы, изменениях температуры воздуха, скоростях течения и т.д.

3.4. При строительстве регулярных переправ в процессе изысканий необходимо:

– проверить возможность использования ранее эксплуатировавшихся участков (без зависания льда у берега, трещин и пр.);

– проанализировать целесообразность строительства моста вместо переправы, например, при больших неожиданных колебаниях уровня воды в реке, при образовании покрова из нескольких тонких слоев и т.д.

3.5. Створ ледовой переправы через рыбохозяйственные водоемы выбирается с учетом требований территориальных органов рыбоохраны.

На судоходных реках створ переправы согласовывается с одним из технических участков бассейнового управления пути.

3.6. Глубину водоема со льда замеряют через лунки (п. 3.7) лотом или эхолотом, толщину льда – градуированной рейкой (рис. 3.1), радиолокационным толщиномером типа “Зимник” или “Плужник” или другим апробированным способом.

3.7. Лунки для определения толщины ледяного покрова следует бурить на расстоянии 20 м от оси каждой полосы переправы, включая резервные полосы, используя по возможности мотобуры, и на расстоянии от 10 до 50 м друг от друга в зависимости от ширины водной преграды, однородности ледяного покрова и при отсутствии резких изменений глубин водоема. При этом крайние лунки должны отстоять от берегов не более 2 – 3 м. Диаметр лунок рекомендуется брать размером (6+0,1×h) см, где h – предполагаемая толщина покрова.

3.8. При наличии в ледяном покрове полыней (сквозных или с толщиной льда в 2 раза меньше средней) трассу надо по возможности поднять выше по течению на расстояние не меньше 30 средних толщин ледяного покрова.

Если в лунках для промера толщины льда вода заполняет лунку менее чем на 0,9 толщины льда, устройство в этом месте переправы не разрешается, так как возможно зависание льда.

3.9. Результаты изысканий следует заносить в соответствующую карточку инженерной разведки ледовой переправы (прил. 3).

4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕРЕПРАВЫ

4.1. На каждую ледовую переправу должна быть разработана вся необходимая для ее строительства и последующей эксплуатации проектная документация. Проект ледовой переправы должен включать следующие разделы:

4.1. Определение состава ледовой переправы, включающий определение расчетной интенсивности движения, пропускной способности ледовой переправы (по методике, изложенной в прил. 1), назначение состава переправы, обеспечивающего требуемую пропускную способность.

4.1.2. Расчет несущей способности и конструкций переправы, включающий определение расчетных нагрузок на ледовый покров, прогноз состояния льда на трассе переправы, определение несущей способности льда и назначение типа переправы: по естественному льду, по усиленному намораживанием льду, по льду, усиленному деревянным настилом, разработку конструкций сопряжений ледовой переправы с берегом.

4.1.3. Организация строительства ледовой переправы, включающий вопросы подготовки материалов и конструкций до начала строительства переправы, сроков, технологии выполнения работ и требуемых машин и механизмов, организации работ.

4.1.4. Организация движения на ледовой переправе, включающий вопросы организации пропуска транспорта и перевозки пассажиров по переправе, организации движения на переправе, оборудования переправы дорожными знаками и средствами регулирования движением, инженерного оборудования переправы в соответствии с требованиями и рекомендациями разд. 8.

4.1.5. Защиты окружающей среды, регламентирующий вопросы охраны окружающей среды при выполнении работ по строительству переправы, при эксплуатации и ремонте переправы в соответствии с требованиями и рекомендациями разд. 9.

4.1.6. Охрана труда и техника безопасности при выполнении работ по строительству, ремонту и эксплуатации ледовой переправы в соответствии с требованиями и рекомендациями разд. 10.

4.1.7. Объемы и стоимости работ по строительству ледовой переправы.

4.2. Створ переправы и подходы к ней согласовываются с областной (районной) Администрацией для оформления акта выбора и отвода земли.

Проектную документацию на строительство ледовых переправ необходимо согласовывать:

– с территориальными органами Госкомэкологии и рыбоохраны;

– с территориальными органами по водному хозяйству Министерства природных ресурсов Российской Федерации;

– на судоходных реках с техническими участками Бассейнового управления пути.

Организация перевозки пассажиров на переправе согласовывается с областной (районной) Администрацией.

4.3. Основные результаты проектирования переправы должны быть отражены в паспорте ледовой переправы по форме прил. 6.

4.4. На переправу должны быть составлены профили русла по двум сторонам каждой полосы движения переправы (по лункам) с указанием толщины льда, снежного покрова и снегового льда.

4.5. Съезды к переправам должны быть плавными, с уклоном не более 60‰. Конструкция переходного участка переправы на ее съезде (выезде) должна иметь достаточную прочность, обеспечивающую требуемую грузоподъемность, при спаде и подъеме уровня воды в реке (озере).

4.5.1. При h>hтр (см п.п. 2.10 – 2.11 и прил. 2) в месте сопряжения его с берегом рекомендуется наморозить слой льда толщиной до 1,5 м (рис. 4.1). Зачастую это позволяет снизить объем земляных работ на съезде.

4.5.2. При h<hтр (см. п.п. 2.10 – 2.11 и прил. 2) у берега и в случаях зависания льда необходимо передать давление от переправы на грунт путем устройства свайного съезда (рис 4.2). При этом в качестве опор и продольного настила следует брать деревянные балки диаметром 20 см и более – согласно расчету на прочность при условии согласования с Бассейновым управлением пути.

В процессе проектирования переправы следует проанализировать необходимость и возможность углубления и спрямления русла реки у створа переправы. Возможность и условия производства работ по углублению и спрямлению русла у створа переправы определяются с участием органов рыбоохраны по согласованию с территориальными органами Госкомэкологии России.

4.6. При необходимости усиления ледяного покрова выбирают один из возможных вариантов: намораживание сверху, намораживание снизу, усиление деревянным копейным настилом или комбинацию этих вариантов в зависимости от условий переправы.

4.7. Намораживание льда сверху производят на величину до 0,3 толщины основного льда, чтобы не нарушить тепловое равновесие между температурами воды и воздуха. Намороженный сверху лед по прочности приравнивается к прочности мутного льда.

4.7.1. При намораживании сверху поверхность льда очищают от снега на ширину 30 – 40 м. Намораживание сверху следует предусматривать слоями толщиной 3 – 5 см, чтобы они успели надежно промерзнуть и набрать запас холода. По краям намораживаемого слоя надо уложить рейки или жерди и обложить их снаружи утрамбованным смоченным снегом. При намораживании следующего слоя эти рейки (жерди) надо переставить, создав при этом откос порядка 12° с заложением сторон 1:5 (рис. 4.3). Взамен реек (жердей) можно применять валики из мокрого снега высотой 20 – 30 см.

Добавить комментарий