Рейтинг@Mail.ru
Переход дорог закрытым способом | ПТО | ПТО

Рубрики

Переход дорог закрытым способом

Переход дорог закрытым способом

Проектируемый трубопровод пересекает существующие автомобильные дороги с
покрытием, а так же железные дороги. Проектом предусмотрены решения по устройству
переходов коммуникаций через вышеназванные дороги закрытым способом (бестраншейная
технология). Работы выполняются только при наличии разрешительных документов, оформленных
до начала производства работ в установленном порядке и только в присутствии представителей
эксплуатации дороги.
Прокладка трубопровода на переходе через дорогу предусмотрена в защитном кожухе.
Прокладка кожуха производится методом горизонтального шнекового бурения.
Трубопровод на переходе через дорогу укладывается в кожух протаскиванием.
Работы выполняются только при наличии разрешительных документов, оформленных до
начала производства работ в установленном порядке и только в присутствии представителей
эксплуатации дороги.

Работы по строительству перехода через дорогу следует производить с опережением
основных линейных работ специализированной бригадой.
Технология прокладки защитного футляра через дорогу способом ГШБ основана на
резании грунта, транспортировании грунта шнековым транспортером и продавливании
защитного футляра в горизонтальную скважину. После продавливания в защитный футляр
протягивается нефтепродуктопровод.
Не допускается использовать способ ГШБ в неустойчивых песчаных, сыпучих и
водонасыщенных грунтах, а также ниже уровня грунтовых вод.
Стартовый и приемный котлованы располагаются не ближе 5 метров от подошвы насыпи.
При бестраншейной прокладке кожуха методом ГШБ в водонасыщенных грунтах расценками
ГЭСН предусмотрен водоотлив из котлованов во время производства работ.
Работы по строительству переходов через автодороги следует производить согласно
требованиям ТПР-75.180.00-КТН-126-12.
До начала производства работ существующие кабельные линии в зоне проведения
земляных работ (на пересечении траншеи или котлованов), следует защитить от возможных
механических повреждений.
В процессе работ должна быть обеспечена сохранность, а в случае нарушения –
восстановление водоотводных сооружений дороги.
Зона производства работ (котлованы, площадки) должна иметь временное ограждение
сигнальной лентой.
Работы по закрытой прокладке предусмотрено вести в зимний период (наиболее низкий
уровень грунтовых вод, укрепление стенок рабочего и приемного котлованов за счет их
промерзания, минимизация возможного водопритока в котлован.

Организация места производства работ

До начала производства работ по прокладке трубопроводов закрытым методом
необходимо провести комплекс подготовительных работ и организационно-технических
мероприятий, в том числе:
 назначить лиц, ответственных за качественное и безопасное производство работ;
 провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;
 разместить в зоне производства работ необходимые машины, механизмы и
инвентарь;
 установить временные инвентарные бытовые помещения для
хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи,
сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;
 устроить временные проезды и подъезды к месту производства работ;
 подготовить к производству работ машины, механизмы и оборудования и доставить
их на объект;
 обеспечить рабочих ручными машинами, инструментами и средствами
индивидуальной защиты;
 подготовить места для складирования материалов, инвентаря и другого необходимого
оборудования;
 оградить зону строительства предупредительными знаками, освещенными в ночное
время;
 обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами
сигнализации;
 получить в установленном порядке разрешение на строительство перехода у
организации, эксплуатирующей данную дорогу;
 составить акт готовности объекта к производству работ;
 не менее чем за 3-е суток до начала работ вызвать представителя организации
эксплуатирующей данную дорогу;
 уточнить места существующих инженерных сетей, которые попадают под
пятно строительства;
 получить согласования и права на производство работ у эксплуатирующих
инженерные сети организаций;
 получить разрешения на производство работ у технадзора Заказчика.
До начала строительства закрытого перехода трубопровода закрытым методом должны
быть выполнены следующие работы:
 принят от заказчика по акту створ подземного перехода, закрепленный
геодезическими знаками с необходимым числом реперов в пределах зоны производства работ.
Ось трассы при перенесении ее в натуру закрепляется специальными знаками с привязкой их к
постоянным объектам;
 проведена геодезическая разбивка оси перехода;
 подземные коммуникации, находящиеся в зоне работ, должны быть вскрыты
шурфами с целью уточнения глубины их заложения и отмечены предупредительными знаками;
 производится расчистка полосы вдоль трассы с вырубкой зеленых насаждений;
 проведение контрольного осмотра рабочей площадки и створа перехода, на предмет
проверки всех видимых источников риска, таких как: указатели скрытых средств (не копать,
кабель), распределительные шкафы и крышки люков, газо- и водосчетчики, отсутствие наружных
коммуникаций вблизи объектов, которые логически должны их использовать и т.д. и выполняет
предусмотренные проектом охранные мероприятия;
 когда все возможные коммуникации локализованы произвести уточнение проектного
профиля бурения скважины.

Сведения о методике и технологии выполнения работ.

Требования к организации производства работ по пересечению ж/д путей
Строительные организации могут быть допущены к производству работ в полосе отвода
железной дороги и под железнодорожными путями только при условии выполнения требований
законодательства Российской Федерации в области безопасности зданий и сооружений и
«Положения об обеспечении безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств
железных дорог при строительстве, реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры ОАО
«РЖД» от 27 февраля 2012 г. № 395р и при наличии:
 согласованной установленным выше порядком проектной документации;
 разработанного строительной организацией проекта производства работ,
согласованного заместителем начальника железной дороги по региону;
 приказов (распоряжений) соответствующих филиалов и структурных подразделений
ОАО «РЖД» о закреплении за объектом представителей для технического надзора.

Запрещается приступать к производству земляных работ в зоне действия технических
сооружений и устройств инфраструктуры ОАО «РЖД» в отсутствие представителей
соответствующих филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», назначенных
ответственными за технический надзор.
За сутки до начала работ по устройству пересечения должна быть проведена
комиссионная проверка выполнения всех подготовительных работ с оформлением результатов
проверки актом. Комиссия назначается приказом заместителя начальника железной дороги по
региону.
На месте работ разрешается приступать к производству работ по устройству пересечения
только после подтверждения комиссией выполнения строительной организацией всех
подготовительных работ, в том числе:
1) должны быть установлены страховочные рельсовые пакеты;
2) обеспечена телефонная связь места работ с поездным диспетчером и дежурными по
железнодорожным станциям, ограничивающим перегон;
3) организовано освещение места производства работ в темное время суток;
4) выполнен проект водопонижения;
5) создан запас балласта в доступных местах в зоне производства строительных работ;
6) сформирована путевая аварийная бригада в количестве 5-6 человек с круглосуточным
дежурством;
7) организован маркшейдерский контроль положения железнодорожного пути по 50
метров в обе стороны от перехода;
8) выполнено видимое обозначение (столбиками, вешками или пр.)

Перед производством работ по сооружению перехода через ж/д необходима установка
на полотно страховочных рельсовых пакетов согласно ТУ (ТУ представлены в томе «Пояснительная
записка»). Конструкция пакетов представлена в ГЧ ПОС.
Укладку разгружающих пакетов произвести в одно «окно» под руководством начальника
дистанции пути (согласно ТУ).
Все работы выполнять в соответствии с требованиями Положения «Об обеспечении
безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств железных дорог при строительстве,
реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры ОАО «РЖД», утвержденного
Распоряжением ОАО «РЖД» от 30 августа 2013 г. № 1932 р.
До начала производства работ по строительству перехода на железной дороге в обе
стороны от зоны работ должны быть установлены стандартные предупреждающие знаки
“Строительные работы”.

Технология работ по установке страховочных рельсовых пакетов

Необходимый запас рельсовых звеньев страховочных пакетов в подготовительный
период складируется на ж/д станции. Металлические опорные полушпалы, хомуты, подкладки,
скрепления – доставляются к месту укладки пакетов автотранспортом.
Доставка рельсовых звеньев к месту работ и их выгрузка осуществляется в
технологические или предоставляемые «окна».
Хозпоезд (дрезина ДГКУ или МПТ) подается к месту работ по закрытому пути.
Рельсовые звенья выгружаются на полевые обочины пути (по 3 рельса с каждой стороны).
Крайние выгруженные рельсы во избежание произвольного смещения пришиваются
костылями к опорным полушпалкам.
Предварительно, до завоза рельсовых звеньев, укладываются металлические опорные
полушпалы:
 освобождаются междушпальные ящики от балласта до проектной отметки низа
металлических полушпал металлического пакета (работы выполняются поэтапно, одномоментно-
каждый 5-й междушпальный ящик);
 устанавливаются металлические полушпалы, с тщательной подбивкой балласта
ручными электрическими шпалоподбойками;
 монтируются рельсовые звенья с креплением их стальными хомутами к
металлическим полушпалам.
Работы по демонтажу рельсовых пакетов осуществляются в обратном порядке.
Технологию работ уточнить на стадии разработки ППР.

Последовательность выполнения работ при закрытой прокладке

Работы по устройству подземного перехода закрытым способом необходимо выполнять в
следующей последовательности:
 разработка одноковшовым экскаватором рабочего и приемного котлованов;
 монтаж упорной стенки котлована (схема уточняется на стадии разработки ППР);
 подготовка защитного кожуха (сварка, контроль качества сварных стыков);
 монтаж установки для закрытой прокладки;
 прокладка защитного кожуха под насыпью дороги;
 установка опорно-направляющих колец;
 сборка рабочей плети трубопровода;
 проверка сварных стыков рабочей плети;
 гидроиспытание трубопровода (при необходимости);
 изоляция сварных стыков рабочей плети;
 протаскивание рабочей плети в защитный кожух;
 заделка концов футляра герметизирующими манжетами;
 пневмоиспытание кожуха;
 сооружение и подключение к трубопроводу средств электрохимзащиты;
 сварка захлестов с линейными участками;
 обратная засыпка котлованов (рабочего и приемного) и траншеи с уплотнением
грунта в границах раскрытия;
 планировка нарушенных строительством земель.

При прокладке защитных футляров в неустойчивых грунтах режущая головка должна
размещаться внутри защитного футляра на расстоянии не менее чем на 2 – 3 м от его торца.

Устройство котлованов

Виды работ:
 разработка котлованов экскаватором с доработкой пазух вручную;
 укрепление вертикальных стенок деревянными забирками, щитами (при
необходимости);
 устройство якорной (упорной) стенки;
 устройство системы водоотведения и водопонижения (при уровне грунтовых вод
выше дна котлована).
Стартовый и приемный котлованы располагаются не ближе 5 метров от подошвы насыпи
пересекаемых дороги , не ближе 2 м от подземных коммуникаций.
Расположение стартового/приемного котлованов определяется исходя из наличия
свободного места, уровня грунтовых вод. По возможности, стартовый котлован необходимо
разместить в месте с наименьшим уровнем грунтовых вод.
Обустройство стартового котлована зависит от типа буровой установки (продвижение
кожуха может осуществляться как с помощью палистпастных систем, так и с помошью
гидродомкратов).
Для установок с палистпастной системой дно котлована выравнивают и устанавливают
роликовые направляющие для укладки кожуха. При использовании установки с палистпасным
приводом, устраивают якорную стенку путем зещемления в грунте металлических труб над
передней стенкой котлована. Установка в процессе работы удерживается трубоукладчиком, а
тяговое усилие создается лебедкой на установке, поэтому не требует специальных мероприятий
по подготовке оснований.
При использовании установок с гидродомкратами их монтируют на предварительно
подготовленное основание. Основание должно быть твердым, выдерживающим нагрузки,
передающиеся от работающей установки. Основание выполняют из ж/бетонных плит по песчаной
подготовке, на которые устанавливается рама установки. Упорная стенка выполняется из блоков
ФБС.
Конкретно тип установки, тип основания, тип стенок (упорная/якорная) и способы его
устройства отражаются в технологической карте в составе ППР, в зависимости от технических
характеристик конкретной установки. Монтаж элементов основания, упорных (якорных) стенок
выполняется автокраном.
При наличии грунтовых вод для ее удаления по периметру котлована устраивают
водоотводящую канаву шириной по низу 500 мм и средней глубиной 0,3-0,5 м и зумпф для откачки
воды. Дно зумпфа должно быть на 1-1,5 м ниже уровня отметок прокладываемого кожуха. Стенки
зумпфа для исключения обрушения и заиливания закрепить досками. В зумпф опускается
всасывающий патрубок насосного агрегата, стоящего на поверхности земли.
Откачиваемая вода по шлангам подается за границы производства работ (на рельеф или
в систему водоотведения при больших расстояниях, не позволяющих прокладку шлангов). Систему
водоотведения необходимо устроить до начала работ. Система водоотведения представляет собой
отводящие канавы. Расположение водоотводящих канав определяется Подрядчиком по месту в
соответствии с уклонами рельефа.

Прокладка кожуха

Технологическая последовательность прокладки кожуха закрытым способом:
 подготовка основания под установку;
 монтаж установки;
 бурение скважины с прокладкой кожуха;
 демонтаж установки.
Установку монтируют на предварительно подготовленное основание. Основание должно
быть твердым, выдерживающим нагрузки, передающиеся от работающей установки. Основание
обычно выполняют из ж/бетонных плит по песчаной подготовке, на которые устанавливается рама
установки. Конкретно тип основания и способы его устройства (как и упорная стенка) отражаются
в технологической карте в составе ППР, в зависимости от технических характеристик конкретной
установки.

Сборку и сварку стыков звеньев защитного кожуха производят при помощи наружного
центратора.
Монтаж установки возможен как автокраном, так и трубоукладчиком с удлиненной
стрелой.
Бурение предусмотрено осуществлять с небольшим уклоном вверх по отношению к
положению буровой установки, чтобы грунтовые воды не скапливались в забое, а свободно
стекали в рабочий котлован для последующей откачки.
При прокладке защитных футляров в неустойчивых грунтах режущая головка должна
размещаться внутри футляра на расстоянии не менее чем на 0,5 – 1 м от его торца.
При прокладке кожуха необходимо контролировать:
 параметры котлованов (глубина, откосы, крепление стенок);
 отметки основания для буровой установки с учетом оси прокладываемого кожуха и
габаритов установки;
 соосность положения оси бурового шнека с осью прокладываемого кожуха;
 глубину заложения укладываемого кожуха и положение в горизонтальной плоскости с
учетом допускаемых отклонений оси от проектного положения.
Отклонение фактической оси кожуха и рабочей трубы от оси при закрытом способе
прокладки допускается в следующих пределах:
 по вертикали не более 5 % глубины заложения;
 по горизонтали не более 1 % длины кожуха.
После прокладки защитного кожуха на длину закрытого участка необходимо произвести
наращивание кожуха до проектного положения с двух сторон (укладка кожуха на дно траншеи,
сварка стыков, изоляция).
Технологические операции выполнения строительных работ должны быть подробно
разработаны в проекте производства работ подрядной строительной организацией.

 

Монтаж трубной плети нефтепровода/нефтепродуктопровода в защитном кожухе

После прокладки футляра выполняется укладка трубопровода протаскиванием в
защитном футляре.
Для протаскивания рабочей плети в кожух на участках, где прилегающие линейные
участки расположены прямолинейно со стороны протаскивания, рабочий трубопровод
укладывается в разработанную для линейного участка траншею и с помощью трубоукладчиков и
тягового механизма (лебедка или бульдозер на противоположной стороне) укладывается в
проектное положение.
В случае, если нет возможности выложить плеть в прилегающую траншею (прилегающий
участок криволинейный) необходимо спланировать спусковую дорожку в котлован по оси
протаскивания. Возможна укладка рабочей плети в кожух методом наращивания с
последовательной приваркой секций в котловане на конце кожуха
Технологические операционные карты выполнения работ должны быть разработаны в
проекте производства работ подрядной строительной организацией.
Укладка трубной плети в защитный кожух осуществляется путем протаскивания ее с
помощью кранов-трубоукладчиков и трактора в следующем технологическом порядке:
 плеть на монтажных полотенцах поднимается кранами – трубоукладчиками и
перемещается в створ траншей;
 к плети присоединяется канат, который другим концом через защитный кожух
прикреплен к трактору-тягачу;
 головная часть плети вводится в защитный кожух, а вся плеть приводится в соосное с
защитным кожухом положение;
 продольным перемещением кранов-трубоукладчиков и трактором-тягачом плеть
протаскивается в защитный кожух до выхода ее головной части на необходимую величину.
По мере продвижения (при подходе трубоукладчиков к началу кожуха) производится их
последовательная расстроповка.
В случае значительной длины выходящей головной части плети необходимо осуществлять
строповку ее освобождающимися трубоукладчиками.
При прокладке защитного футляра под дорогой необходимо контролировать глубину его
заложения и положение в горизонтальной плоскости с учетом допускаемых отклонений оси от проектных
положений в соответствии СП 86.13330.2022 .
Строительство перехода выполнять в соответствии:
 с проектом производства работ;
 со схемой производства работ с указанием мероприятий по обеспечению
безопасности движения транспорта и производства работ;
 с графиком выполнения работ.
Проект производства работ должен быть согласованы с генеральным подрядчиком и
организациями, выдавшими технические условия на пересечение.
Во время прокладки защитного кожуха необходимо осуществлять постоянный
геодезический надзор за осадками полотна. Методика геодезических наблюдений
устанавливается в проекте с учетом затрат, необходимых для устройства реперов и марок, и
осуществления наблюдений.

Комментарии запрещены.