Бурение пилотной скважины при ННБ
Бурение пилотной скважины при ННБ
Перед началом производства работ по ННБ необходимо уточнить длину бестраншейной
прокладки в створе перехода на период начала работ, с учетом фактической отсыпки территории
монтажных площадок. За точки отсчета при разбивочных работах на монтажных площадках (на
каждом берегу) следует выбирать точки входа и выхода скважины перехода, привязанные к
реперам перехода трубопровода. Разбивочные точки закрепляются указательными знаками
(маркировочными вешками) высотой не менее метра, которые устанавливаются на обоих
берегах водной преграды через каждые 10-15 м.
Бурение пилотной скважины ведется ориентированным способом, в соответствии с
проектом и технологической картой разрабатываемой на стадии Проекта производства работ.
Диаметр и тип бурового инструмента для бурения пилотной скважины применяется с учетом
рекомендаций проекта, но подлежит уточнению на стадии разработки ППР.
Согласно геологическим данным бурение пилотной скважины будет выполняться в слоях
мягких пород. Породоразрушающим инструментом является буровая головка гидромониторного
типа.
Бурение по заданной траектории осуществляется при помощи бурового инструмента, низ
которого имеет специальную компоновку, позволяющую контролировать и управлять
направлением бурения. Перед забуриванием скважины породоразрушающая головка
ориентируется в нужном направлении и после каждого наращивания буровой штанги
производится контроль траектории ствола скважины. При необходимости производится
корректировка параметров искривления в соответствии с проектом.
Фактическая траектория направляющей скважины контролируется во время бурения,
путем периодического измерения угла наклона и азимута которыми определяется положение
забойного инструмента. Соответствующие измерения производятся зондом, встроенным в
буровую штангу с управляемой буровой головкой.
Основными параметрами, по которым ведется бурение пилотной скважины, являются:
пробуренная длина скважины, горизонтальная длина, горизонтальное отклонение буровой
головки от проектного створа, глубина расположения буровой головки от уровня установки
компьютера, вертикальное отклонение буровой головки от теоретического профиля, уклон
визирный пункт, азимут, расстояние от головки бура до зонта, длина комплекта забойного
инструмента.
За положением буровой головки должен вестись постоянный контроль, и оператор
буровой установки должен иметь возможность в любой момент откорректировать намечающиеся
отклонения. Точность определения положения буровой головки должна составлять ± 10 см по
горизонтали и глубине.
Допускаются отклонения точки выхода пилотной скважины на дневную поверхность от
проектного положения не более плюс 9 м, минус 3 м по оси скважины, и 3 м по нормали к ней.
При отклонении места выхода скважины свыше допустимых величин составляется акт ее
приемки, подписанный комиссией, с указанием ее фактического положения. Дальнейшее
проведение работ по ННБ разрешается после согласования с проектной организацией.
Первый этап бурения наклонно-направленной скважины заканчивается выходом
буровой колонны на противоположной стороне преграды.