294f0a4d4ed91803 Должностная инструкция специалиста, ответственного за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии | ПТО

Рубрики

Должностная инструкция специалиста, ответственного за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии

1.Общие положения.

1.1. В соответствии с “Правила безопасности  опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения” руководители организаций, индивидуальные предприниматели – владельцы подъемных сооружений должны назначить специалиста, ответственного за содержание подъемного сооружения в работоспособном состоянии.

1.2. Специалистом, ответственный за содержание подъемного сооружения в работоспособном состоянии назначается инженерно-технический работник с соответствующей квалификацией, в подчинении у которого будет находиться персонал (кроме стропальщиков), обслуживающий подъемные сооружения.

1.3. Специалист, ответственный за содержание подъемного сооружения в работоспособном состоянии, назначается после прохождения им проверки знаний Правил, его должностной инструкции, производственных инструкций обслуживающего персонала (кроме стропальщиков), другой нормативной документации, касающейся его компетенции, комиссией с участием инспектора Ростехнадзора и выдачи ему соответствующего удостоверения и должностной инструкции. Периодическая проверка знаний специалиста, ответственного за содержание подъемного сооружения в работоспособном состоянии проводится не реже одного раза в 3 года комиссией с участием инспектора Ростехнадзора после прохождения обучения по соответствующей программе.

1.4. Номер и дата приказа о назначении специалиста, ответственного за содержание подъемного сооружения в работоспособном состоянии, а также его должность, фамилия, имя, отчество, и подпись должны заносить в паспорт подъемного сооружения до его регистрации в органах Ростехнадзора, а также каждый раз после назначения другого ответственного лица.

1.5. Если владелец не имеет соответствующих специалистов, то по согласованию с органом Ростехнадзора ответственность за содержание подъемного сооружения в работоспособном состоянии может быть возложена на работника специализированной организации или на специалиста инженерного центра по заключенному с ними договору.

1.6. На время отпуска, командировки, болезни и в других случаях отсутствия специалиста, ответственного за содержание подъемного сооружения в работоспособном состоянии, исполнение его обязанностей должно быть возложено на другого работника в порядке, установленном Правилами.

1.7. Специалист, ответственный за содержание подъемного сооружения в работоспособном состоянии, должен знать:

1) Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности “Правила безопасности  опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения”;

2) Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (для кранов с электроприводом);

3) настоящую инструкцию для специалиста, ответственного за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии, и должностную инструкцию;

4) требования инструкций по эксплуатации подъемных сооружений предприятий-изготовителей, в частности периодичность и способы проверки приборов безопасности, способы регулировки тормозов, перечень быстроизнашивающихся деталей и допуски на их износ, критерии предельного состояния подъемных сооружений для отправки в капитальный ремонт;

5) типовые и производственные инструкции для обслуживающего персонала (крановщиков, крановщиков (машинистов)  и операторов (машинистов), слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности);

6) Инструкцию по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений;

7) Методические указания по обследованию подъемных соружений, отработавших нормативный срок службы;

8) информационные письма и другие указания органов Ростехнадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации подъемных сооружений;

9) устройство подъемных сооружений, приборов безопасности, съемных грузозахватных приспособлений;

10) порядок регистрации и снятия с учета подъемных сооружений, установки и пуска их в эксплуатацию;

11) порядок направления подъемных сооружений для работы в другие области (округа) и передачи подъемных сооружений в аренду другим организациям;

12) систему планово-предупредительного ремонта подъемных сооружений, порядок вывода их в ремонт и ввода в эксплуатацию после ремонта;

13) организацию и порядок проведения монтажа, ремонта, реконструкции и технического освидетельствования подъемных сооружений, а также обследования подъемных сооружений, отработавших нормативный срок службы;

14) порядок оформления и выдачи нарядов-допусков в случаях, предусмотренных Правилами;

15) порядок применения марочной системы при работе мостовых кранов;

16) порядок выделения и направления грузоподъемных подъемных сооружений на объекты;

17) Положение о производственном контроле, организацию надзора и обслуживания подъемных сооружений на предприятии;

18) нормы браковки стальных канатов.

 

2. Обязанности.

 

2.1. Специалист, ответственный за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии обязан обеспечить:

1) содержание подъемных сооружений, съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых путей в исправном состоянии путем проведения периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов в установленные графиком сроки, систематического контроля за правильным ведением журнала периодических осмотров и своевременного устранения выявленных неисправностей, а также регулярного личного осмотра подъемных сооружений, крановых путей, съемных грузозахватных приспособлений и тары;

2) обслуживание и ремонт подъемных сооружений обученным и аттестованным персоналом, имеющим необходимые знания и достаточные навыки для выполнения возложенных на него обязанностей, а также проведения периодической проверки знаний и инструктажей обслуживающего персонала;

3) контроль за выполнением крановщиками, крановщиками (машинистами)  и операторами (машинистами) и ремонтным персоналом требований производственных инструкций по обслуживанию подъемных сооружений;

4) своевременную подготовку подъемных сооружений к техническому освидетельствованию, а также подготовку к обследованию подъемных сооружений, отработавших нормативный срок службы, результаты обследования (диагностирования) заносить в паспорт подъемного сооружения;

5) вывод в ремонт подъемных сооружений согласно графику. Сведения о ремонтах, вызывающих необходимость внеочередного полного технического освидетельствования подъемного сооружения, записать в его паспорт;

6) соблюдение марочной системы при эксплуатации мостовых кранов;

7) выполнение установленного порядка допуска обслуживающего персонала и других рабочих на крановые пути мостовых и передвижных консольных кранов для производства ремонтных и других работ;

8) хранение паспортов и технической документации на подъемные сооружения, съемные грузозахватные приспособления и тару, а также ведение журнала периодической проверки знаний обслуживающего персонала;

9) выполнение предписаний органов Ростехнадзора и специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемных сооружений.

2.2. Специалист, ответственный за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии, допускает в эксплуатацию вновь установленные подъемные сооружения (или подъемное сооружение, смонтированное на новом месте работ) только после проведения технического освидетельствования, наличия разрешения на эксплуатацию, записанного в паспорт подъемного сорружения, и обученного обслуживающего ремонтного персонала.

2.3. Специалист, ответственный за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии, обнаружив в процессе монтажа или эксплуатации недостатки в их конструкции или изготовлении, а также несоответствие подъемного сооружения требованиям Правил, обязан совместно со службой надзора подготовить предприятию-изготовителю рекламацию, копия которой направляется также органу Ростехнадзора, выдавшему разрешение на изготовление подъемного сооружения.

2.4. При монтаже, ремонте и реконструкции подъемных сооружений специалист, ответственный за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии обязан строго соблюдать требования Правил и при этом не допускать выполнение указанных работ предприятиями, не имеющими разрешения (лицензии) органов Ростехнадзора на выполнение этих работ, а также без разработки проектов и технических условий.

2.5. Специалист, ответственный за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии, должен присутствовать при технических освидетельствованиях подъемных сооружений, обследовании подъемных сооружений, отработавших нормативный срок службы, а также при проверках подъемных сооружений инспектором Ростехнадзора и специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемного сооружения.

2.6. Специалист, ответственный за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии, должен подготовить подъемное сооружение  к техническому освидетельствованию. При этом проверяются в работе его механизмы и электрооборудование, приборы безопасности, тормоза, ходовые колеса, аппараты управления, освещения, сигнализация.

2.7.  Если специалисту, ответственному за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии поручалось проведение осмотра отдельных узлов и механизмов подъемного сооружения до ее полного технического освидетельствования, то при полном техническом освидетельствовании он должен проверить:

1) состояние металлоконструкций (производство металлоконструкций в Санкт-Петербурге), сварных, болтовых, клепанных соединений (отсутствие трещин, деформаций, утонения стенок деталей вследствие коррозии, ослабление болтовых и клепанных соединений и других дефектов), а также состояние кабины, лестниц, площадок и ограждений;

2) состояние крюка, ходовых колес, блоков, барабанов, элементов тормозов;

3) состояние изоляции проводов и заземления электрического подъемного сорружения;

4) состояние каната и их крепления;

5) соответствие массы противовеса и балласта у подъемного сорружения стрелового типа значениям, указанным в его паспорте.

6) результаты осмотров и проверок должны оформляться актом, подписанным специалистом, ответственный за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии. Работы, предусмотренные подпунктами 1-5, могут быть проведены отдельно, но не ранее чем за 10 дней до технического освидетельствования подъемного сооружения. Результаты осмотров и проверок должны оформляться актом, подписанным специалистом, ответственный за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии.

2.8. При замене изношенных грузовых, стреловых, вантовых, несущих и тяговых канатов инженерно-технический работник, ответственный за содержание подъемных сооружений в исправном состоянии должен:

1) произвести выбор каната в соответствии с паспортными данными;

2) произвести расчет каната;

3) проверить правильность запасовки и надежность крепления концов каната;

4) произвести обтяжку каната рабочим грузом;

5) занести сведения о выполненных работах в паспорт каната;

2.9. При осмотре приборов безопасности специалистом, ответственный за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии обязан проверить:

1) установку концевого выключателя механизма подъема. При этом зазор между грузозахватным органом после его остановки и упором должен составлять для грузоподъемных кранов и кранов-манипуляторов не менее 200 мм, для электроталей – не менее 50 мм;

2) установку концевого выключателя механизма передвижения. При этом отключение его двигателя должно происходить на расстоянии до упора, составляющем не менее половины пути торможения механизмов. При установке взаимных ограничителей хода механизмов передвижения мостовых и консольных передвижных кранов, работающих на одном пути, указанное расстояние может быть уменьшено до 500 мм. Путь торможения механизма указывается в паспорте подъемного сорружения;

3) действие ограничителя грузоподъемности контрольным грузом. При этом он должен автоматически отключать механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает номинальную грузоподъемность стрелового крана более чем на 10 % (для башенных кранов с грузовым моментом до 20 тм и для кранов мостового типа – более чем 25 %). Результаты проверки ограничителя должны быть отражены в журнале периодических осмотров подъемных сооружений;

4) правильность установки шкалы указателя грузоподъемности и вылета. При замене шкалы и ее градуировке замер вылета следует производить на горизонтальной площадке с грузом на крюке, соответствующим данному вылету, а нанесение отметки на шкале необходимо производить после снятия груза.

2.10. Если на специалиста, ответственного за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии возложены обязанности по содержанию кранового пути в исправном состоянии, то он обязан:

1) проверить соответствие кранового пути проекту и готовность пути к эксплуатации согласно акту;

2) произвести осмотр пути и обеспечить измерение сопротивления его заземления в соответствии с нормативной документацией;

3) обеспечить своевременное проведение инструментальной проверки (нивелировки) кранового пути согласно графику; допуски на размер колеи, прямолинейность и горизонтальность пути не должны превышать требований нормативных документов;

4) произвести своевременный ремонт кранового пути в соответствии с графиком и устранение неисправностей, выявляемых при осмотрах и нивелировке.

2.11. Если на специалистом, ответственный за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии возложены обязанности по содержанию в исправном состоянии грузозахватных приспособлений и тары, то он обязан проводить их периодические осмотры в сроки, установленные Правилами, а также их ремонт согласно нормативной документации.

2.12. Специалист, ответственный за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии, обязан обеспечить их обслуживание постоянно закрепленным персоналом и не допускать переход крановщиков, крановщиков (машинистов)  и операторов (машинистов) для работы с одного подъемного сооружения на другой без его ведома.

При необходимости перевода крановщиков, крановщиков (машинистов)  и операторов (машинистов) с одного подъемного сооружения  на другой того же типа, но другой модели или с другим приводом он обязан ознакомить крановщиков, крановщиков (машинистов)  и операторов (машинистов) с особенностями устройства и обслуживания такого подъемного сооружения и обеспечить стажировку, а также проверить его практические навыки.

Перевод крановщиков, крановщиков (машинистов)  и операторов (машинистов) с подъемного сооружения одного типа на другой, например с башенного на мостовой, может быть допущен только после обучения и аттестации их в порядке, установленном Правилами.

2.13. Специалист, ответственный за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии, должен установить такой порядок, чтобы лица, на которых возложены обязанности по обслуживанию подъемных сооружений (крановщики, крановщики (машинисты)  и операторы (машинисты), их помощники, слесари, электромонтеры, наладчики приборов безопасности), вели наблюдение за порученным им оборудованием путем осмотра и проверки его работоспособности  и поддерживали его в исправном состоянии. Крановщики, крановщики (машинисты)  и операторы (машинисты) должны производить осмотр подъёмных сооружений перед началом работы, для чего им должно быть выделено соответствующее время. Результаты осмотра и проверки подъёмных сооружений должны записываться в вахтенный журнал.

Проверка ведения вахтенного журнала специалистом, ответственный за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии должна производиться не реже одного раза в месяц.

2.14. Специалист, ответственный за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии, должен систематически проводить инструктажи крановщиков, крановщиков (машинистов)  и операторов (машинистов), их помощников, операторов (машинистов), слесарей, электромонтеров по безопасному обслуживанию и ремонту машин, разбирая допущенные ими нарушения, случаи травматизма и аварий.

2.15.При инструктаже крановщиков, крановщиков (машинистов)  и операторов (машинистов) до начала работ должно быть обращено особое их внимание на:

1) наличие и исправность ограждений легкодоступных движущихся частей подъемных сооружений, которые могут быть причиной несчастного случая (барабаны, валы, зубчатые передачи и т.п.), и неизолированных токоведущих частей электрооборудования (выключателей, контакторов, панелей ящиков сопротивления, троллейных проводов и т.п.);

2) исправность действия устройств и приборов безопасности подъемного сооружения (концевых выключателей, блокировки, ограничителя грузоподъемности и др.);

3) состояние тормозов, блоков, барабанов, канатов, крановых металлоконструкций;

4) соблюдение установленного порядка приема и сдачи смены;

5) строгое выполнение требований нарядов-допусков в случаях, предусмотренных Правилами;

6) выполнение установленного порядка по применению марочной системы при работе мостовых кранов;

7) неисправности механизмов и тормозов и недопустимом износе их деталей, видимых повреждениях гидросистем и признаках неисправности работы гидромеханических передач и гидроузлов;

8) опасность хождения по крановым путям мостовых кранов, посадки на кран не через посадочную площадку;

9) недопустимость использования грейфера для подъема людей и производства работ, на которые грейфер не рассчитан;

10) недопустимость погрузки и разгрузки платформ, полувагонов, автомашин при нахождении на них людей;

11) недопустимость перегрузки подъемных сооружений;

12) необходимость запирания дверей кабины по окончании работы или уходе с подъемного сооружения;

13) недопустимость самовольной установки в кабинах электронагревательных приборов;

14) недопустимость заклинивания контакторов защитных панелей подъемных сооружений;

15) необходимость закрепления всеми противоугонными захватами подъемного сооружения, передвигающихся по рельсовым путям по окончании их работы или в перерыве;

16) недопустимость установки стреловых самоходных подъемных сооружений для работы под линией электропередачи, а также ближе 30 м от нее без наряда-допуска;

17) порядок установки стреловых самоходных подъемных сорружений на дополнительные опоры на уклонах, откосах, на краю траншей и котлованов, вблизи строений, штабельных грузов и т.п.;

18) опасность нахождения людей под перемещаемым грузом и вблизи работающего подъемного сооружения;

19) необходимость строгого соблюдения стропальщиками способов строповки грузов, и применения соответствующих характеру и массе грузов съемных грузозахватных приспособлений;

20) соблюдение указаний, содержащихся в инструкции предприятия – изготовителя, о возможности совмещения операций при работе крана и условиях опускания стрелы с грузом.

2.16 Специалист, ответственный за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии, должен:

1) обеспечить проведение ремонта мостовых и консольных подъемных сооружений, выполнение работ с моста крана, при выходе персонала на крановые пути мостовых кранов, производство работ стреловыми самоходными кранами вблизи линий электропередачи только по нарядам-допускам;

2) установить порядок, при котором крановщик может приступать к работе на мостовом кране только после получения ключа-марки, и следить за тем, чтобы при осмотре кранов слесарями, электромонтерами и другими лицами они забирали у крановщика ключ-марку на период пребывания их на кране;

3) обеспечить крановщиков, крановщиков (машинистов)  и операторов (машинистов) вахтенными журналами;

4) обеспечить наличие на подъемном сооружении таблички с указанием заводского номера, грузоподъемности и даты следующего полного технического освидетельствования, а также предупредительных надписей и плакатов;

5) направлять подъемные сооружения  на участок производства работ только по заявке, в которой должны быть указаны фамилии ответственного за безопасное производство работ подъемными сооружениями и стропальщиков, номера их удостоверений, вид работы, сведения о наличии линий электропередачи. Указанные данные должны быть внесены в путевой лист;

6) произвести осмотр подъёмных сооружений перед выпуском их из гаража и обеспечить устранение обнаруженных неисправностей. В путевом листе должно быть указано, что подъемное сооружение находится в исправном состоянии;

7) после получения от заказчика сообщения об окончании работ подъемными сооружениями обеспечить их безопасное состояние в нерабочем положении. При этом электрические краны должны быть отсоединены от источника питания и приняты меры против угона кранов ветром;

8) обеспечить возможность считывания (получения) хранящейся в регистраторе параметра информации и обработке ее с использованием специальных технических средств в целях получения необходимых данных о параметрах работы подъемного сооружения, в том числе наработки в моточасах.

2.17 Специалист, ответственный за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии, не должен допускать их в работу при:

1) наличии в металлоконструкциях подъемных сооружений опасных дефектов (трещин, деформаций, утонения стенок и др.);

2) ослабление креплений в соединениях металлоконструкций или деталей механизмов;

3) неисправности приборов и устройств безопасности;

4) неисправности механизмов и тормозов  и недопустимом износе их деталей;

5) обнаружении недопустимых дефектов стальных канатов и их креплений и неисправности крюка и его подвески;

6) выявлении неисправностей кранового пути;

7) истечении срока технического освидетельствования или нормативного срока службы подъемного сооружения;

8) запрещении работы подъемными сооружениями инспектором Ростехнадзора или специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемных сооружений. Когда подъемное сооружение остановлено  с опломбированием, пломба может быть снята только с разрешения этих работников, а ответственность за сохранность ее с момента постановки до снятия возлагается на специалиста, ответственного за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии.

 

3. Права.

 

3.1. Специалист, ответственный за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии, имеет право:

1) посещать в любое время участки, где работают подъемные сооружения, и проверять их техническое состояние и соблюдение персоналом производственных инструкций;

2) выводить подъемные сооружения  из работы  для проведения их технических обслуживаний, ремонтов, освидетельствований, специальных обследований и диагностирования;

3) отстранять от обслуживания подъемные сооружения персонал, нарушающий производственные инструкции;

4) ставить вопрос перед руководством предприятий о наказании персонала за нарушение правил, инструкций при эксплуатации подъемных сооружений.

 

4. Ответственность.

 

4.1. Специалист, ответственный за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством  за:

1) допущенные им нарушения “Правила безопасности  опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения” и должностной инструкции независимо от того, привело это к аварии или несчастному случаю или нет;

2) выдачу им подчиненному персоналу указаний или распоряжений, принуждающих его нарушать производственные инструкции;

3) самовольное возобновление работ подъемными сооружениями, остановленными органами Ростехнадзора или специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемных сооружений;

4) непринятие им мер по устранению нарушений правил и инструкций при эксплуатации подъемных сооружений.

Добавить комментарий

ГРУППА ВК

Уважаемые коллеги, давайте создадим нормальное сообщество, для решения вопросов и обмена инфой.